ТСЖ ЧАЙКА город Гатчина

Воскресенье, 19.05.2024, 01:01

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

ПОПРАВКИ К НОВЫМ ПРАВИЛАМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Практическое применение новых Правил предоставления коммунальных услуг (далее - новые Правила) с сентября 2012 г. выявило пробелы в правовом регулировании, а также послужило причиной недовольства потребителей, особенно в части оплаты коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды (ОДН). С 01.06.2013 вступят в силу изменения в данном документе, призванные решить эти и другие проблемы. С 2015 г. предполагается принятие мер, стимулирующих граждан к установке приборов учета.

Постановление Правительства РФ от 16.04.2013 № 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг" было опубликовано в "Российской газете" 19.04.2013 и вступило в силу 27.04.2013. Некоторые поправки начали действовать немедленно, применение других отсрочено до 01.06.2013, а отдельные новшества вступят в силу лишь с 01.01.2015.

Плата за отопление

Начиная с 01.06.2013 плата за отопление не должна разделяться на две части (за услуги, предоставленные в помещении и на ОДН). Это следует из п. 40 новых Правил в обновленной редакции: потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды. С учетом сказанного изменен и порядок расчета платы.
Во-первых, с 27.04.2013 в новой редакции действуют п. п. 3 и 18 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления <1>, содержащие формулу расчета норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях методом аналогов и расчетным методом соответственно. Подчеркнем, что норматив по-прежнему определяется в расчете на продолжительность отопительного периода. Но если ранее при расчете норматива потребления общий расход тепловой энергии распределялся на суммарную площадь как жилых и нежилых помещений в МКД, так и помещений, входящих в состав общего имущества, то теперь он распределяется только на площадь жилых и нежилых помещений в доме. Пункты 4 и 21 того же Приложения, посвященные определению норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на ОДН, признаны утратившими силу. Также из пп. "е" п. 7 Правил установления и определения нормативов потребления удалено упоминание о единице измерения норматива потребления услуги по отоплению на ОДН. Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ № 344 до 01.06.2013 органы государственной власти субъектов РФ обязаны привести нормативные правовые акты в соответствие с утвержденными Изменениями, в частности пересмотреть нормативы потребления услуги по отоплению.
--------------------------------
<1> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 в редакции Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 № 258.

Во-вторых, с 01.06.2013 в новых Правилах появится п. 42(1), содержащий описание порядка расчета платы за отопление. Так, если в доме нет ни одного ИПУ тепловой энергии и не установлен ОПУ, при расчете платы следует применять норматив потребления и руководствоваться формулой 2 из Приложения 2 к новым Правилам. Сама формула осталась неизменной, но поменялось пояснение к ней из абз. 1 п. 2 Приложения 2: теперь эта формула применяется только при расчете платы в ситуации, когда в доме нет ни одного ИПУ и ОПУ (ранее она также использовалась в случае, когда в доме есть ОПУ и не все помещения оборудованы ИПУ, для расчета платы за отопление в помещении, не оборудованном ИПУ).
Следующий вариант расчета платы за отопление (для домов, оборудованных ОПУ, не все помещения в которых оснащены ИПУ) опирается на показания ОПУ и представлен в виде формулы 3. Представляется, что фразу "не все помещения в которых оснащены ИПУ" можно трактовать так:
- в некоторых помещениях есть ИПУ, а в некоторых - нет;
- ни в одном помещении нет ИПУ.
Формула 3 также осталась практически неизменной (за исключением базы для распределения общего расхода тепловой энергии ввиду упразднения платы за отопление на ОДН). Точнее, объем тепловой энергии, определенный по показаниям ОПУ, распределяется пропорционально отношению площади помещения к общей площади жилых и нежилых помещений в доме. Интересно, что в п. 3 Приложения 2 к новым Правилам указано: по данной формуле рассчитывается плата за отопление в помещении, не оборудованном ИПУ тепловой энергии, а в п. 42(1) новых Правил - в жилом помещении в рассматриваемом МКД без конкретизации, есть в данном помещении ИПУ или его нет. При этом в Приложении 2 нет специальной формулы для расчета платы за отопление в помещении, оборудованном ИПУ, в доме, который оснащен ОПУ и в котором не все помещения оборудованы ИПУ. До 01.06.2013 плата за отопление в помещении, оснащенном ИПУ, определялась исходя из его показаний (формула 1), одновременно рассчитывалась плата за отопление на ОДН. Теперь из п. 1 Приложения 2 удалено упоминание об отоплении, а п. п. 15 и 16 о расчете объема тепловой энергии, предоставленной на ОДН, признаны утратившими силу. В связи с этим представляется, что по формуле 3 необходимо рассчитывать плату за отопление даже для тех помещений, которые оснащены ИПУ в доме с ОПУ, если не все помещения в нем оборудованы ИПУ.
И только когда в доме с ОПУ во всех без исключения жилых и нежилых помещениях будут установлены ИПУ тепловой энергии, размер платы будет рассчитываться иначе, а именно с учетом показаний этих ИПУ по формуле 3(1):

Pi = (Vn-i + Vодн-i x Si / Sоб) x Tкр

Pi - размер платы;
Vn-i - объем потребленного за расчетный период в i-м помещении коммунального ресурса, определенный по показаниям ИПУ;
Vодн-i - объем тепловой энергии, предоставленной на ОДН в доме, оборудованном ОПУ. Для определения данной величины из объема теплоэнергии, зафиксированного ОПУ, необходимо вычесть суммарный объем потребленного в помещениях коммунального ресурса согласно показаниям ИПУ и объем теплоэнергии, использованной исполнителем при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения), которая также была использована исполнителем в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению. Как видно из формулы, общий принцип распределения объема тепловой энергии на ОДН (пропорционально площади помещения) сохранен;
Si - общая площадь i-го жилого или нежилого помещения;
Sоб - общая площадь всехжилых и нежилых помещений многоквартирного дома;
Tкр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством РФ.

Плата за коммунальные услуги, предоставленные на ОДН

Плата за водоотведение

С 27.04.2013 из п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления исключен абз. 2, который определял порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН. Также удалено упоминание о единице измерения такого норматива из пп. "в" п. 7 того же документа. Из новых Правил с 01.06.2013 исчезнут упоминания о водоотведении из помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (пп. "в" п. 4). Таким образом, с 01.06.2013 с потребителей не будет взиматься плата за водоотведение на ОДН (соответствующий норматив должен быть отменен не позднее указанной даты).

Норматив потребления коммунальных услуг по водоснабжению, определяемый расчетным методом

Постановлением Правительства РФ № 344 изменена формула 26 из Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления. Из нее исключена такая составляющая, как нормативные технологические потери во внутридомовых инженерных сетях (ранее была установлена доля таких потерь от объема холодной (горячей) воды, использованного для предоставления услуги в помещении и на ОДН). Теперь норматив потребления водоснабжения на ОДН определяется исключительно исходя из 0,09 куб. м воды, расходуемой на ОДН в месяц в расчете на одного человека:

Nодн-i = 0,09 x K / Sои

Nодн-i - норматив потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению (куб. м в месяц на одного человека);
K - численность жителей, проживающих в МКД, в отношении которых определяются нормативы;
Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД.
Обращаем особое внимание, что до 27.04.2013 законодательство не содержало ответа на вопрос, как именно рассчитывать такую площадь, в связи с чем в некоторых регионах учитывалась только площадь, подлежащая уборке, а в некоторых - площадь всех помещений, которые относятся к общему имуществу, в том числе, например, подвалов и чердаков, содержание которых не подразумевает использования холодной (горячей) воды. Теперь в п. 27 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления есть перечень помещений, площадь которых учитывается при расчете рассматриваемого норматива: межквартирные лестничные клетки, лестницы, коридоры, тамбуры, холлы, вестибюли, колясочные, помещения охраны (консьержа). Площадь данных помещений устанавливается согласно сведениям, указанным в паспорте МКД.
Таким образом, к 01.06.2013 норматив потребления холодного и горячего водоснабжения на ОДН должен быть уменьшен.
Здесь же добавим, что вопрос о площади помещений, входящих в состав общего имущества, аналогичным образом решен и для целей расчета объема холодной воды, предоставленной на ОДН и приходящейся на i-е помещение в доме, не оборудованном ОПУ. Это следует из новой редакции п. 17 Приложения 2 к новым Правилам.

Объем ресурса в домах с ОПУ
ограничен нормативом потребления

Пожалуй, самым громким новшеством стало ограничение размера платы за коммунальные услуги на ОДН в домах, оснащенных ОПУ, нормативом потребления. Предыстория такова. Новые Правила предложили механизм распределения между всеми потребителями в доме разницы между объемом потребления, зафиксированным ОПУ, и суммарным потреблением ресурса во всех помещениях, но не дали мотивации исполнителям коммунальных услуг к снижению данной разницы. В итоге собственники помещений вынуждены оплачивать бездоговорное потребление ресурса лицами, пользующимися нежилыми помещениями и иными объектами в доме либо на придомовой территории (например, оборудованием операторов связи).
Итак, с 01.06.2013 в п. 44 новых Правил фактически введены три новых абзаца. Общее правило таково: распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды. Иначе говоря, если в доме есть ОПУ, плата за коммунальные услуги на ОДН не может быть больше, чем в случае, если бы в доме не было ОПУ. Если распределяемый объем меньше нормативного, плата за коммунальные услуги на ОДН рассчитывается исходя из фактического объема коммунального ресурса.
Изменить этот порядок вправе лишь общее собрание собственников помещений в МКД, которое вправе принять решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний ОПУ, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Если такое решение не принято, объем коммунальной услуги в размере указанного превышения исполнитель оплачивает за счет собственных средств. Это справедливо, если исполнителем является УК или ТСЖ. Если же исполнителем является РСО, объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю помещения в МКД в соответствии с формулами 11 - 14 из Приложения 2 к новым Правилам. Одновременно в тех домах, где объем коммунальной услуги на ОДН по показаниям ОПУ превышает нормативные величины и осуществляется непосредственное управление, органы местного самоуправления инициируют общие собрания собственников помещений и информируют их о мероприятиях по энергосбережению. По крайней мере, именно такие рекомендации даны местным властям в п. 3 Постановления Правительства РФ № 344.
Сложно себе представить, чтобы собственники помещений, имеющие законный способ снизить плату за коммунальные услуги на ОДН, не воспользовались такой возможностью. Это означает, что уже в самом ближайшем будущем УК будут заинтересованы в снижении так называемого небаланса, поскольку его оплата полностью ляжет на плечи УК. Одновременно необходимо понимать, что для минимизации данного небаланса может быть недостаточно только мероприятий по рациональному управлению МКД (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг, обеспечения надлежащего содержания общего имущества для сокращения потерь и пр.). В связи с этим некоторые дома станут очень невыгодными объектами управления и их жильцам придется либо мириться с ненадлежащим исполнением УК своих обязанностей, либо выбирать другой способ управления.
С ТСЖ ситуация совсем другая. Как правило, никаких иных источников финансирования, кроме платежей собственников помещений, товарищество не имеет. Потому за отнесением рассматриваемой разницы (превышения фактического объема ресурса на ОДН над нормативным) за счет ТСЖ так или иначе все равно последует уплата этих сумм собственниками помещений (членами товарищества). Альтернатива - банкротство ТСЖ. В связи с этим сравнение поставленного на ОДН объема ресурса, измеренного ОПУ и рассчитанного исходя из нормативов потребления, может стать инструментом для выявления слабых мест в управлении МКД и толчком к действию для руководства товарищества. Однако, по мнению автора, все же целесообразно принять решение о распределении упомянутой выше разницы между всеми собственниками помещений в МКД.
Далее: собственники помещений, избравшие непосредственное управление, после вступления в силу рассматриваемых поправок окажутся в невыгодном положении по сравнению с теми, кто заключил договор управления с УК. Пожалуй, это единственное различие данных способов управления с точки зрения предоставления коммунальных услуг, которое необходимо учитывать при принятии решения о выборе того или иного способа управления.

Снятие и прием показаний ИПУ

Ранее на страницах журнала мы подробно рассматривали последствия несвоевременного представления потребителем показаний ИПУ исполнителю коммунальных услуг и изучали порядок проведения проверки ИПУ исполнителем <2>. В настоящее время соответствующие нормы новых Правил пересмотрены.
--------------------------------
<2> См. статью С.Н. Козыревой "Показания ИПУ переданы исполнителю с опозданием" (№ 10, 2012).

В первую очередь скажем об обязанности потребителя передавать исполнителю показания ИПУ не позднее 26-го числа текущего месяца, установленной пп. "в" п. 34 новых Правил. В Определении от 19.03.2013 № АПЛ13-82 ВС РФ признал данную норму недействующей, обосновав свою позицию следующим образом. Для некоторых категорий граждан передача показаний ИПУ исполнителю до 26-го числа текущего месяца является трудновыполнимой и даже невыполнимой ввиду отсутствия такой возможности (например, по причине отсутствия средств связи). Установление этой обязанности приравнивается к включению в договор условия, ущемляющего права потребителя. В связи с этим гражданину-потребителю для обеспечения принципа равенства сторон и справедливости должна быть предоставлена возможность повлиять на условия договора, касающиеся возложения на него обязанности передавать полученные показания прибора учета исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца, чтобы на него не возлагалась обязанность, которую он не может выполнить, что позволит исключить нарушение его прав.
Постановлением Правительства РФ № 344 в соответствии с правовой позицией ВС РФ был отменен пп. "в" п. 34 новых Правил, а в пп. "з" п. 19 внесены изменения, согласно которым порядок и условия приема показаний приборов учета отнесены к обязательным условиям договора о предоставлении коммунальных услуг. Такой же смысл имеет новый пп. "к(1)" п. 33 Правил о том, что потребитель имеет право (но не обязан) при наличии ИПУ ежемесячно снимать его показания и передавать их исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

К сведению. Поправки к новым Правилам вступят в силу 01.06.2013, а пп. "в" п. 34 данного документа признан недействующим гораздо раньше - 19.03.2013 (п. 5 ст. 329 ГПК РФ). Вправе ли исполнители рассчитывать плату за коммунальные услуги исходя из среднемесячного потребления или нормативов потребления в случае непредставления показаний ИПУ до 26-го числа текущего месяца? Представляется, что на этот вопрос следует ответить утвердительно. Дело в том, что, отменив обязанность потребителя передавать данные ИПУ в строго определенный срок, Верховный Суд РФ не предложил какой-либо альтернативы, одновременно новые Правила четко регламентируют порядок действий исполнителя в подобной ситуации.

Что с практической точки зрения означают принятые поправки? Полагаем, что начиная с 01.06.2013 те потребители, которые не имеют возможности представлять показания не позднее 26-го числа текущего месяца, могут обратиться к исполнителю с требованием о включении в договор иных сроков и порядка передачи показаний ИПУ. Исполнитель не вправе настаивать на соблюдении уже отмененного срока.
Если потребитель не представит показаний ИПУ за расчетный период в сроки, установленные новыми Правилами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в МКД, плата за коммунальную услугу будет рассчитываться исходя из среднемесячного потребления начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания ИПУ, до периода (включительно), за который потребитель представил показания ИПУ исполнителю, но не более шести расчетных периодов подряд. Так выглядит новая редакция пп. "б" п. 59 новых Правил. Ранее объем среднемесячного потребления принимался в расчет лишь в течение трех месяцев подряд. Добавим, что с 01.06.2013 среднемесячный объем потребления рассчитывается исходя из периода не менее шести месяцев, а не одного года, как это было установлено до внесения поправок.

К сведению. При выходе из строя или утрате ранее введенного в эксплуатацию ОПУ в течение трех месяцев плата за коммунальные услуги на ОДН начисляется также исходя из среднемесячного объема потребления, который определяется из показаний ОПУ за последние не менее чем шесть месяцев (ранее - не менее одного года). В п. 59(1) новых Правил подчеркнуто, что в такой ситуации плата определяется с учетом положений п. 44, то есть с учетом ограничения ее размером, установленным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН.

Связанное с изложенными поправками изменение внесено и в п. 84 новых Правил: если потребитель не представляет исполнителю показания ИПУ в течение шести месяцев подряд (ранее - в течение трех месяцев подряд), исполнитель обязан провести проверку и снять показания ИПУ. Кстати, до внесения поправок исполнитель должен был провести проверку не позднее 15 дней со дня истечения трехмесячного срока. Исходя из содержания п. 84 в редакции от 01.06.2013 договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решением общего собрания собственников помещений в МКД может быть установлен иной срок, в течение которого исполнитель обязан провести проверку и снять показания ИПУ.
Обратим особое внимание на периодичность проведения проверок состояния ИПУ и достоверности переданных потребителем показаний такого счетчика. До 01.09.2012 подобную проверку можно было проводить не чаще одного раза в шесть месяцев. Со вступлением в силу новых Правил минимальный перерыв между проверками состояния и показаний ИПУ, размещенных в жилых помещениях, составил три месяца. С 01.06.2013 этот минимальный перерыв вновь увеличен до шести месяцев (п. 83 новых Правил). Кстати, из новой редакции пп. "г" п. 32 новых Правил следует, что один раз в шесть месяцев - это минимальная периодичность проверки достоверности показаний ИПУ, установленных не только в жилых, но и в нежилых помещениях.
Новый пп. "е(1)" п. 31 новых Правил предусматривает обязанность исполнителя не реже одного раза в шесть месяцев снимать показания ИПУ, установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверять состояние таких приборов, если договором и (или) решениями общего собрания собственников помещений не установлен иной порядок снятия показаний таких ИПУ. До введения данного пункта ИПУ, установленные вне помещений, в нормативном документе не упоминались.
Изменениями, внесенными в пп. "г" п. 31 новых Правил, установлено, что исполнитель должен проводить перерасчет платы за коммунальные услуги не только в связи с временным отсутствием потребителей или снижением качества услуг, но и по причине получения сведений в ходе проверки достоверности переданной потребителем информации о показаниях ИПУ, снятия показаний ИПУ, установленных вне жилых (нежилых) помещений.

Проверки количества временно проживающих потребителей

Если в помещении, не оборудованном ИПУ, фактически проживает больше потребителей, чем состоит на регистрационном учете, исполнитель начисляет плату исходя из числа зарегистрированных граждан, не имея законных методов принудить собственника помещения уведомлять об изменении количества временно проживающих потребителей. Соответствующая обязанность потребителя прописана в пп. "з" п. 34 новых Правил, но она не подкреплена никакими санкциями. При наличии в доме ОПУ фактический объем потребления коммунальных услуг такими гражданами оплачивали соседи (в составе платы за услуги, предоставленные на ОДН), что вызывало напряженность. На практике УК и ТСЖ составляли акты о выявлении фактического числа проживающих и начисляли плату исходя из полученной в ходе проверок информации. В некоторых случаях такие действия признавались правомерными, а в некоторых - нет.
Начиная с 01.06.2013 исполнитель будет определять число временно проживающих потребителей не только на основании заявления собственника помещения, но и на основании составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.15 КоАП РФ (проживание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации). Такова новая редакция п. 58 новых Правил.
Интересно, что в новых Правилах появился п. 56(1), посвященный порядку составления исполнителем акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении (право исполнителя составлять такой акт закреплено в новом пп. "е(1)" п. 32 новых Правил). В этом пункте подробно расписываются условия его оформления, необходимые реквизиты, называются лица, которые вправе его подписать. И в заключение указывается, что данный акт в течение трех дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Именно эти органы вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.15 КоАП РФ. Особо подчеркнем, что сам по себе этот акт не является основанием для начисления платы исходя из фактического количества проживающих в помещении граждан (как это могло быть ранее), а рассматривается лишь как повод для уполномоченных лиц к возбуждению дела об административном правонарушении (п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ). Не совсем понятно, с какой целью в новых Правилах столь подробно описан порядок составления акта, учитывая, что любое сообщение физических и юридических лиц, содержащее данные, указывающие на наличие административного правонарушения (проживания гражданина РФ без регистрации), является точно таким же поводом для возбуждения дела.
Добавим, что с изменением п. 58 новых Правил устранена коллизия относительно срока представления заявления собственника помещения о прибытии временно проживающих потребителей. Теперь ясно, что составить такое заявление собственник обязан в течение пяти дней.

Проверка качества предоставляемых коммунальных услуг

Обновленная редакция новых Правил дает потребителю право самостоятельно (в отсутствие исполнителя) составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг. Пункт 110(1) допускает это в случае:
- непроведения исполнителем проверки в срок, установленный п. 108 (не позднее двух часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время);
- невозможности уведомить исполнителя о факте нарушения качества услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы.

О повышающих коэффициентах

Начиная с 2015 г. потребителям, которые могли, но не установили приборы учета, плата за коммунальные услуги будет начисляться в повышенном размере. Механизм реализации данной меры стимулирования граждан к установке ИПУ и ОПУ состоит в применении повышающих коэффициентов. Примечательно, что подобная инициатива уже имела место ранее, но так и не вышла за рамки проекта нормативного документа. Теперь Правительство РФ все же узаконило применение повышающих коэффициентов.
Итак, с 01.01.2015 п. 60 новых Правил будет звучать иначе. В силу пп. "а" п. 59 в случае выхода из строя ИПУ, истечения срока его эксплуатации плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, определяется из среднемесячного объема потребления в течение не более трех месяцев (для жилого помещения). По истечении трех месяцев плата за услугу рассчитывается в соответствии с п. 42 новых Правил исходя из нормативов потребления с применением повышающих коэффициентов (до 2015 г. плата определяется без их учета). Для нежилых помещений необходимо применять расчетный объем коммунального ресурса, определенный в соответствии с п. 43 новых Правил. Непредставление потребителем показаний ИПУ в установленный срок не является поводом для применения повышающих коэффициентов.
К аналогичным последствиям (использованию при расчете платы нормативов потребления с учетом повышающих коэффициентов) приведет двукратный (и более) недопуск потребителем в занимаемое им жилое или нежилое помещение исполнителя для проверки состояния ИПУ, достоверности представленных сведений о показаниях таких ИПУ при условии составления исполнителем акта об отказе в допуске к прибору учета. Так звучит п. 60(2), который появится в новых Правилах с 2015 г. Любопытно, что в этой норме сказано о недопуске в жилое и (или) нежилое помещение. Но необходимо иметь в виду, что нормативы потребления (а значит, и повышающие коэффициенты) применяются к нежилым помещениям лишь по отоплению, по остальным услугам потребители в нежилых помещениях обязаны платить за объем ресурса, определенный расчетным методом согласно п. 43 новых Правил. Поэтому представляется, что при расчете платы за коммунальные услуги, предоставленные в нежилые помещения, повышающие коэффициенты не применяются (за исключением услуги по отоплению).
Плата за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН, также будет рассчитываться исходя из норматива потребления с учетом повышающих коэффициентов в случаях, описанных в п. 60(1), который вводится в новые Правила с 2015 г. Коэффициенты применяются в случае, если собственники помещений не обеспечили в установленном порядке оснащение и (или) введение в эксплуатацию ОПУ, а именно:
- при отсутствии ОПУ холодной, горячей воды, электрической и тепловой энергии при наличии технической возможности установки таких счетчиков;
- в случае выхода из строя, утраты ранее установленного ОПУ, окончания срока его эксплуатации - по истечении трех месяцев, когда плата за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН, рассчитывается исходя из среднемесячного объема потребления.
Во всех указанных выше нормах сказано, что повышающие коэффициенты предусмотрены утвержденными Правительством РФ Правилами установления и определения нормативов потребления. Действительно, в Приложении к указанным Правилам появились (вступили в силу с 27.04.2013) новые п. п. 3(1), 5(1), 7(1), 8(1) и 9(1). Эти пункты звучат так: при наличии технической возможности установки ОПУ и ИПУ норматив потребления коммунальной услуги определяется по соответствующей формуле с учетом повышающего коэффициента, составляющего:
- с 01.01.2015 по 30.06.2015 - 1,1;
- с 01.07.2015 по 31.12.2015 - 1,2;
- с 01.01.2016 по 30.06.2016 - 1,4;
- с 01.07.2016 по 31.12.2016 - 1,5;
- с 01.01.2017 - 1,6.
Обращаем особое внимание, что указанные повышающие коэффициенты применяются к нормативам потребления таких коммунальных услуг, как отопление, холодное и горячее водоснабжение, а также электроснабжение (предоставленных как в помещении, так и на ОДН). К нормативу потребления газа применение повышающих коэффициентов не предусмотрено, несмотря на то что собственники помещений в МКД обязаны установить и ввести в эксплуатацию ИПУ газа до 01.01.2015 (п. 5.1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ).
Еще один момент, который необходимо подчеркнуть: применение повышающих коэффициентов возможно только в отношении нормативов потребления, установленных методом аналогов. Все перечисленные выше пункты находятся в разд. I "Определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением метода аналогов" Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления. Согласно п. 22 данного документа расчетный метод применяется лишь в случае невозможности применения метода аналогов. Значит, метод аналогов является предпочтительным.
Далее необходимо вспомнить о технической возможности установки приборов учета. В Правилах установления и определения нормативов потребления говорится о применении повышающих коэффициентов к нормативам потребления именно при наличии технической возможности установки приборов учета. Тогда как в новых Правилах применение повышающих коэффициентов связано с наличием технической возможности и отсутствием прибора учета только применительно к ОПУ и расчету платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению, электроснабжению и отоплению, предоставленные на ОДН. Однако это не означает, что повышающие коэффициенты не применяются к нормативам потребления коммунальных услуг в помещении при отсутствии ИПУ и наличии технической возможности их установки. Несмотря на отсутствие в новых Правилах специального указания на этот счет, общее правило из п. 42 позволяет прийти к искомому выводу. Так, при отсутствии ИПУ размер платы за коммунальную услугу определяется исходя из нормативов потребления. В свою очередь, нормативы потребления при наличии технической возможности установки ИПУ определяются с учетом повышающего коэффициента с 2015 г. Таким образом, при наличии технической возможности и отсутствии (выходе из строя, истечении срока эксплуатации) ИПУ или ОПУ плата за услуги, предоставленные как в помещении, так и на ОДН, будет начисляться в повышенном размере.
Подробно о технической возможности установки приборов учета было рассказано в № 9, 2012. В статье автор пришел к выводу, что отсутствие технической возможности, которое фиксируется в акте, устанавливается лишь по состоянию на конкретную дату поскольку большинство обстоятельств, указывающих на отсутствие такой возможности, являются устранимыми и не рассматриваются как абсолютное основание для освобождения собственников помещений от обязанности устанавливать счетчики. С учетом данных выводов получается, что по состоянию на 01.01.2015 исполнитель должен обследовать МКД, в которых отсутствуют те или иные приборы учета, на предмет отсутствия или наличия технической возможности их установки. Если актом предусмотрено наличие технической возможности установки счетчиков, исполнитель рассчитывает плату за коммунальную услугу исходя из нормативов потребления с учетом повышающего коэффициента.
В заключение рассмотрения вопроса о применении повышающих коэффициентов следует отметить обязанность исполнителя направлять средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (новый пп. "у(1)", введенный в п. 31 новых Правил и вступающий в силу с 01.06.2013). Очевидно, что на практике данная норма будет применяться только начиная с 2015 г.

* * *

Подводя итог, вкратце перечислим основные изменения, рассмотренные в настоящей статье.
С 01.06.2013 исполнители должны рассчитывать плату за коммунальные услуги по-новому. В частности, плата за отопление будет представлять собой единый показатель (без разделения на две части), а плата за водоотведение на ОДН упраздняется. Норматив потребления холодной и горячей воды на ОДН уменьшится за счет исключения из его расчета нормативных технологических потерь. Если в доме есть ОПУ, исполнителю коммунальных услуг (кроме РСО) уже не удастся распределить между потребителями весь объем коммунального ресурса на ОДН: указанная величина, подлежащая оплате потребителями, не может быть больше аналогичного показателя, определенного в отсутствие ОПУ исходя из нормативов потребления коммунальной услуги на ОДН. Однако решением общего собрания собственников помещений может быть установлен прежний порядок расчета платы за коммунальные услуги на ОДН.
О сроках и порядке передачи показаний ИПУ потребителем исполнителю стороны должны договариваться при заключении контракта. Проверки достоверности показаний ИПУ, состояния таких счетчиков могут проводиться не чаще одного раза в шесть месяцев (до 01.03.2013 проверки можно быть проводить не чаще одного раза в три месяца). Получив информацию о временно проживающих в помещении потребителях, исполнитель вправе составить специальный акт, который не рассматривается как законное основание для перерасчета платы. Таковым будет лишь протокол об административном правонарушении по ст. 19.15 КоАП РФ.
С 2015 г. собственники помещений, которые не смонтировали ИПУ и ОПУ, хотя могли это сделать (была техническая возможность), будут вносить плату за коммунальные услуги в повышенном размере.

С.Н.Козырева
Эксперт журнала
"Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение"

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, № 5


источник http://www.tsj.ru

Категория: Мои статьи | Добавил: tszh-chaika (14.07.2013)
Просмотров: 3176 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Календарь

Наш опрос

Оцените наш сайт
Всего ответов: 7

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0